Чего ждать на рынке металлолома?

В мае прошла телеконференция с крупными участниками рынка металлолома, посвященная сложной ситуации на рынках лома. По оценке ряда экспертов, первые пять месяцев 2020 года отметились следующими итогами: поставки металлолома посредством железнодорожного транспорта в России уменьшились на 1,3 миллиона тонн, если сравнивать с аналогичным периодом 2019 года. Были также высказаны осторожные предположения, что сборы могут сократиться на 4 миллиона тонн. В ходе обсуждения металлургами были выдвинуты версии об уровне потребления металлолома в Российской Федерации. Участники считают, что он может снизиться максимум на 5-10%, а компенсация падения внутренних поставок стальной продукции возможна за счет экспорта. В частности, по этой причине в среде металлургов принято положительно оценивать ситуацию с ограничением экспорта металлолома за пределы РФ и ратовать за продление действия экспортных квот. Напомним, эта система была введена в сентябре 2019 года.
Эту точку зрения категорически не поддерживают в среде ломосборщиков. Так, квотирование, по мнению участников рынка металлолома, служит причиной неприемлемого удешевления лома на российском металлорынке. Это, в свою очередь, становится поводом для выхода экспортеров из бизнеса их банкротству, а также снижает объемы ломозаготовки. Все это способствует возникновению дисбаланса на рынке.
В качестве терапии участниками телеконференции были предложены такие меры, как стимуляция сбора лома. Его сдерживание крайне негативно влияет на состояние рынка. Помимо прочего, поддержка использования альтернативных источников сырья поможет оздоровить индустрию и поскорее вернуться к прежним объемам.
В перечне предлагаемых мер также значится отмена НДФЛ для физических лиц, которые обеспечивают ломосбор в РФ не менее 70-80%, а также разработка и старт программ по субсидируемому обмену отслуживших свое машин, техники дорожного, строительного и другого назначения на новый транспорт отечественного производства.